|
1. Введение
Как уже отмечалось, в
любительском ралли (в отличие от боевого), весь смысл которого заключается
в точном соблюдении режима движения, на первый план выходит точность
определения экипажем пройденной дистанции и быстрота и правильность
расчетов. На самом деле перед штурманом
стоит две задачи (помимо непосредственного указания пилоту направления
движения) – точное определения пройденного расстояния и вычисление времени
прохождения этой дистанции, что особенно важно на РД. Таким образом
штурманское оборудование можно разделить на два класса – для решения
первой или второй задачи. Простейшим и
самым распространенным прибором первого класса является штатный одометр
автомобиля. А для решения второй задачи
раньше единственным "оружием" штурмана была так называемая "черная книга"
– сборник таблиц, определяющих зависимость между дистанцией и временем ее
прохождения с заданной скоростью. С
развитием вычислительной техники ее плоды стали применяться и в ралли и
появились приборы, позволяющие решать обе задачи одновременно.
Далее рассмотрим все приборы, доступные
в настоящее время для использования в любительском ралли.
2. Специализированные штурманские
приборы
Существуют приборы,
решающие только первую задачу – точное определение дистанции. К ним
относятся различное оборудование, используемое в боевом ралли – от
доисторического отечественного прибора "Штурман-молния" до продукции
ведущих западных фирм, наиболее широко из которых на нашем рынке
представлена фирма "Terratrip"
(три модели стоимостью в Москве от 300 DM до 550 DM). В их топовой модели
"Terratrip-303" есть два независимых счетчика дистанции, тарировка,
обратный отсчет, непосредственный ввод позиции, подсветка. В качестве
источника информации используется либо датчик на колесо (70 DM), либо
датчик на спидометр (тоже 70 DM). В качестве дополнительного оборудования
можно приобрести ножной обнулитель (70 DM) или выносной пульт управления
(70-90 DM в зависимости от модели прибора).
Серийные штурманские приборы, решающие
обе задачи, то есть разработанные специально для использование в
любительских ралли также существуют. К ним, например, можно отнести
продукцию компании "ALFA Rally Computers". На
российском рынке такое оборудование не представлено - слишком мал спрос
при весьма высокой цене (до 600 долларов в США). Но в Москве возможно
приобретение приборов данного типа, изготавливаемого на заказ частными
лицами. Цена и функции такого прибора варьируется, но типичное такое
устройство имеет два независимых счетчика дистанции, одну или две
независимых тарировок (например, на разные типы резины) и функцию "РД",
которая позволяет вводить в реальном времени изменения средней скорости и
показывает текущее отклонение от норматива, и его цена колеблется в
пределах 100-200 долларов. Более сложные приборы могут, например,
позволять введение заранее всей легенды. В свое время такой прибор
использовал и выигрывал почти все ралли, в которых участвовал, Алексей
Медведев, а вплоть до настоящего времени с ним успешно выступает Дмитрий
Иванов.
3. Велокомпьютеры
С появлением на нашем
рынке импортных велосипедов появилось и множество аксессуаров для них.
Одними из них оказались специальные велокомпьютеры, позволяющие
велосипедисту оценивать свою скорость, пробег и другие величины. Но, как
оказалось, с не меньшим успехом их можно использовать и на автомобиле в
любительском ралли. Их несомненным достоинством является возможность
тарировки, а значит не нужно постоянно пересчитывать показания одометра.
Впервые велокомпьютер в ралли применил Игорь Кузнецов в 1996 году, а
начало массового их использования связано с появлением в 1998 году в
любительских ралли авторушников (посетителей веб-конференций сервера
www.auto.ru). На московском рынке представлена продукция различных фирм,
но многие из велокомпьютеров обладают досадной проблемой, затрудняющей их
использование именно в автомобиле – ограничение по максимальной скорости
(100-120 км/ч для разных моделей). Для велосипеда это является
несущественным из-за недостижимости таких скоростей, а в автомобиле
нарушает нормальную работу, так как после преодоления этой скорости
происходит обнуление показаний. Коллективный опыт подсказал, что всеми
необходимыми возможностями обладает продукция фирмы "Sigma Sport"
(стоимость 350 – 650 рублей). Для применения в любительском ралли лучше
использовать модели "700" и старше. Они имеют следующие функции:
тарировку, счетчик пройденной дистанции (в модели "1200" – два
независимых), мгновенную скорость, среднюю скорость, время нахождения в
движении, подсветку (в модели "1200").
Возможно использование велокомпьютеров
двумя способами. Первый – только для решения первой задачи штурмана –
точного определения пройденной дистанции. В этом случае он служит просто
заменителем одометра автомобиля. Но с
помощью велокомпьютера в принципе можно ездить и РД (то есть решать и
вторую задачу) – для этого на каждой смене скорости необходимо обнулять
прибор и выдерживать среднюю скорость на каждом участке постоянной средней
скорости. Возможно использование двух велокомпьютеров – один для
определения дистанции и обнуляется на каждом КВ, второй для РД.
При таком применении велокомпьютера
становятся отчетливо видны его недостатки – по непонятным причинам все
велокомпьютеры считают среднюю скорость только при движении, то есть при
использовании на РД останавливаться нельзя – иначе показания становятся
неверными. Вторым недостатком является медленная реакция на обнуление
показаний – в среднем 3-5 секунд. Таким
образом, необходимо учитывать, что езда РД "в ноль" с велокомпьютером
практически невозможна. Возможны
несколько способов подключения велокомпьютера. Самым простым является
использование штатного геркона, который крепится на колесе автомобиля
(желательно не на ведущем, чтобы исключить влияние пробуксовки). Лично я
считаю, что этого вполне достаточно.
Другим способом является использование
вместо геркона датчика Холла. Сторонники этого способа указывают на
недостаточную точность и надежность геркона. В этом случае необходимо
изготовление схемы согласования. Пример такого подключения (причем данная
схема позволяет в дальнейшем подключить и ноутбук) смотрите по ссылке (автор:
Harold).
|
Автор: Питон 08 Штатный датчик
отличается глюкавостью на больших скоростях, поэтому лучше поставить
датчик Холла на задний тормозной щит, а на барабан - полоску
металла. Схема согласования: питание - пятивольтовая кренка, ей
питаются микросхемы и датчик Холла, с выхода ДХ через 2 кОм на +5,
далее триггер Шмидта (155 или 555 или типа них), я еще
проинвертировал два раза для нормальных фронтов. |
|
4. Ноутбуки
Появление портативных
компьютеров не осталось незамеченным и в любительском ралли. Обладая всеми
возможностями вышеупомянутых приборов, они обладают значительно большей
гибкостью и функциональной насыщенностью.
Использование ноутбуков может быть
различным. В простейшем варианте они являются заменителем "черной книги",
штурману необходимо лишь вводить дистанцию, а компьютер сам вычисляет,
например, время прохождения любой позиции на дорожном секторе или текущее
отклонение от норматива на РД. При
подключении же какого-либо источника информации о пройденной дистанции
компьютер становится универсальным прибором, позволяющим решать любые
задачи, стоящие перед штурманом, вплоть до ввода и просчета всей легенды.
Пионером полноценного использования
ноутбука в ралли стал Игорь Кузнецов, который является победителем
большинства любительских ралли за последние 3 года.
В качестве источника информации
используется либо датчик на колесо, либо датчик на коробку передач,
устанавливаемый параллельно со штатным.
К недостаткам ноутбука можно отнести
проблемы с питанием, неудобство его размещения в автомобиле из-за
громоздкости, необходимость изготовления схемы согласования, ну и,
наконец, написание программы обработки и анализа информации.
Время не стоит на месте и сейчас для
всех желающих предлагается несколько вариантов штурманских программ -
наиболее сложного элемента штурманского программно-технического комплекса
на основе ноутбука.
Ниже приведены некоторые
рекомендации по подключению ноутбука, а также уже три варианта
штурманского софта.
Питание ноутбука
|
Автор: GVA80
Существуют два основных способа
решения проблемы с питанием ноутбука: 1. Наиболее простой.
Используется покупной преобразователь 12В в 220В, в него втыкается
блок питания от ноутбука.
Недостатки: по-хорошему надо
делать отдельный разъём (не советую пользоваться прикуривателем);
всё это громоздко. 2. Мотается свой преобразователь 12В в 22,1В.
Далее рассмотрим
подробнее два этих пути на основании информации, собранной Леонидом
Павловым из переписки посетителей конференции "Ралли" на сайте
www.auto.ru. Итак, первый путь - преобразователь 12В -> 220B.
Автор: max@76
Купил его за $70, на 150 ватт. С
DC12 на АС220 - стандартная розетка. Никаких проблем. Говорят, в
Митино есть подобные отечественные агрегаты где-то рублей по
800-1000, но выходной мощностью раза в два поменьше. Проверялась на
УТР (два раза) и СНГ. Проблем не было.
Автор: mbel
Берется UPS, отсоединяются провода
от его аккумулятора и подключаются к автомобилю. Например,
POWERCOM-250 стоит $36, тоже имеет стандартную розетку и мы еще
имеем в домашнем хозяйстве неплохой аккумулятор. Если не
отсоединять, он (аккумулятор) будет запараллелен с автомобильным.
ИМХО это никому не нужно. Лучше его вообще вытащить и применить с
пользой. Внимание, грабли! Не
всякая модель UPS имеет "холодный пуск", то есть, возможность
включения при отсуствии сети. Надо, чтобы имел. Да, еще придется
оторвать динамик, чтобы не пищал.
Автор: KPD 99
Даже если нет холодного пуска, это
можно несложно сделать. Но для этого надо уметь паяльник держать в
руках и паять:-) В простых УПСах схемы простые и обмануть ее
несложно. Испытывал в Back UPC 300 и другом Noname UPS-ах. Самое
главное, чтобы УПС имел аккумулятор на 12 В, а не на 24, как в
старших моделях!!! Я себе такой долго искал. Все чего-то на 24
попадались.
Рассмотрим второй
путь - специфический преобразователь 12В -> (столько, сколько
надо) В. Тут необходимо изготовление соответствующего
трансформатора.
Автор: Совесть
Т.к. этот вопрос время от времени
все-же возникает, напишу имеющуюся у меня информацию.
Где:
1. тел. (095) 306-47-83 или т/ф
368-93-75 2. тел./факс (095)
214-24-62, 212-73-95 3. 115533,
Москва, пр-т Андропова, дом 22/30. тел./факс (095)118-3711,
118-4277, 114-5850 по заказу из Англии
Я общался только с п. 1, про
остальных ничего не знаю. Я заказывал себе такой: с одной стороны
обмотка на 18 В со средней точкой (т.е. 2х9), с другой стороны -
220В (для преобразователя 12 в 220). Мощность 150 Вт.
Я думал, что этой информации
достаточно чтобы намотать трансформатор... Оказалось немного не так.
Вопрос который мне задали - если подать 18 В на вход, то при каком
токе во вторичной обмотке должно быть 220 В? Ответа на этот вопрос я
не знал, но это было и не особо важно, т.к. первое - у
преобразователя есть винт подстройки, а второе -блоки питания ноутов
- адаптивные. Но для построения
блока питания из 12 в 20 (например) это может быть более существенно
(я не уверен, т.к. не специалист в этом вопросе - специалисты
надеюсь поправят). Что получилось
- тороидальный трансформатор мощностью 150 Вт и весом киллограма 2.
Можно было обойтись и меньшим весом если использовать частоту не 50
Гц, а например 2Кгц. К блокам питания для ноутов это вообще не
относится - там можно частоту выбирать какую угодно, все равно потом
стоит выпрямитель. Мой заказ
делали дней 5-6. Результатом доволен. Единственное - мне кажется
лучше при возможности делать не-тороидальные трансформаторы, т.к.
тороидальные не имеют точек крепления, и зажимать их жестко нельзя
(будет межвитковое замыкание, которое может многое испортить), т.к.
сердечник нигде не выходит наружу. А для ралли лучше все-таки
закреплять жестко. Почем - мой
стоил 270 рублей. Чем меньше вес и мощность, тем меньше цена.
Насколько я понял, изучая каталоги
серийных трансформаторов - намотка имеет смысл когда нужно либо
получить нестандартные параметры, либо большую мощность (выбор
серийных трансформаторов большей мощности гораздо меньше чем меньшей
мощности). Я смог найти только 50-ти ваттный серийный, который
ноутбук не тянул. Кстати, об энергопотреблении ноутов - для
информации, блок питания от соньки выдает 16В, 4А, т.е. 64 ватта, а
вот у другого действительно 36вт, так что тут многое от ноута
зависит. Еще для информации (скажу
уж все мне известное на эту тему) - в магазине МитРаКон (м.
Киевская) продаются конструкторы, в т.ч. есть преобразователи 12 в
220 очень простые по очень даже приемлемым ценам. Есть два типа - с
радиатором в комплекте 23 доллара, плюс трансформатор необходимо
заказывать 100Вт, и без радиатора, но 7 долларов, плюс к нему есть
импульсный трансформатор за 12 долл. Но 50-60 Вт.
Сам я такой не покупал, т.к. еще
раньше приобрел другой "сделайсам", поэтому ничего более подробного
про него не скажу. PS. Не надо
меня спрашивать как сделать преобразователь из 12 в 20 В - я в этом
абсолютно некомпетентен (мне кажется что он должен быть хорошо
стабилизированным, а вот как этого добиться я уже не знаю).
Автор: Kerg
И чего вы мудрите. Все довольно
просто. До диодного моста генератор автомобиля выдает переменное
наряжение, вот его надо транформатором преобразовать где-то в 2
раза. Дальше 4 диода (мост), один
транзистор, 1 сопротивление и стабилитрон на напряжение нотебука.
Это все, блок готов. Преобразовать
сразу в 100-220V и питать через "блок от розетки" - лучше не надо,
т.к. частота генератора более 50-60 Гц, а блоки как правило
импульсные и он может брать ее за опорную, хотя если это не так, то
можно обойтись вообще одним трансом. |
|
Крепление датчика
|
Автор: Dimon 1.
Простой, для ленивых и криворуких ;о) В качестве датчика
используется датчик скорости для электронного спидометра или
маршрутного компа (способ подходит для зубилы, Оки, Волги, Таврии).
Соответственно, датчик вкручивается в коробку, в него вкручивается
трос и протягиваются проводки (экранированные!) к месту расположения
схемы сопряжения с компом. Честно говоря, на мой взгляд способ не
так уж плох...
2. Для рукастых и одержимых точностью измерений.
Используется датчик момента искрообразования (например от зубилы).
Лучше использовать какой-нибудь фирменный. Он крепится за штатные
ухи к тормозному щиту заднего колеса. Для обеспечения необходимого
(определяется на глаз) расстояния до плоскости колеса используются
дистантные втулочки (либо шпильки либо просто отрезки трубочек, в
которые вставляются болты). В качестве пластинки-экрана используется
обрезанная заглушка слота, прикрепленная винтами к краю тормозномго
барабана. Для более надежной работы устройства пластинку надо
немного изогнуть (как бы в трубочку, но немного). Провода от датчика
привязываются к задней балке и входят в салон через лючок к
бензобаку. Количество установленных экранов не ограничивается, можно
насажать их по кругу как иголок на еже. Чем больше тем точнее, но и
больше вероятность их пообломать.
3. Способ для счастливых
обладателей электронных спидометров. Сигнал для схемы-адаптера
снимается с информационного провода штатного датчика скорости.
Очевидный недостаток этой конструкции - не работает с выключенным
зажиганием, а также дает один лишний импульс в момент включения
зажигания. Зато сааааамая простая в реализации (установка на Гольф-3
занимает 10 мин :о) |
|
|
Автор: ФИЛИН
Насчет датчика Холла. Я купил
первый попавшийся 08 датчик - это оказалось нечто с надписью "Micro
Switch AV101 USA" (цифры точно не помню). Крепил на тормозной щит
при помощи Г-образной пластины, отверстия в пластине под винты делал
овальные, для регулировки по месту в направлении от центра колеса -
к центру и в перпендикулярном. Толщину металла не помню - около
0.8-1 мм, при встрече сможешь залезть под машину и потрогать. На
кромку барабана жестко (без овальных отверстий) закрепил также
Г-образную пластину, которая будет пролезать в щель датчика Холла.
Ширина пластины у меня получилась - чтоб перекрывала всю щель с
запасом в 0.5 мм с каждого края, в глубину она не доходит до упора в
дно щели на 0.8-1 мм. Толщина ее - не помню <...> Железка эта
должна обязательно быть магнитной (не помню, как по научному, но она
магнитом притягивается), а то эффект от ее пролезания мимо датчика
будет нулевым. Еще замечено, что слишком тонкая пластина требует
более тщательного перекрытия щели датчика вплоть до упирания в дно
этой щели. Собственно, это все. Питать датчик пробовал от 5 вольт,
как ни странно, работает. Я даже подумал - может, он на КМОП логике
сделан? А выход у него - открытый коллектор. Мы его подключили на
вход "ACK" Принтерного порта на ноутбуке, "подвязав" к +5 через 1
кОм. Провода в салон протягивал через резиновую заглушку в полу
багажника около спинки заднего сиденья ближе к правой стороне. Все
гайки завинтил с гровером и замазал краской. Езжу уже месяц. Пока не
отвалилось. Правда, я для удобства монтажа приделал это все по ходу
машины сзади, на уровне оси колеса. Теперь думаю - зимой, когда по
сугробам лазить буду, оторву или нет? |
|
Вариант схемы согласования
|
Автор: Oleg Smoly |
|

|
|
Примечания: 1) ЕН5 == КР142ЕН5А;
2) штатный датчик электронного спидометра (вариант 3)
подключается к точке S, земля и питание датчика в этом случае не
используются. 3) дополнительный датчик скорости (вариант 1)
подключается полностью аналогично датчику Холла.
|
|
Вариант программы ввода сигнала через параллельный порт
|
Автор: Oleg Smoly
Язык программирования: С
#include <dos.h>
// для прерываний
#include <stdio.h>
// для printf()
#include <bios.h>
// для bioskey()
#ifdef __cplusplus
#define __CPPARGS ...
#else
#define __CPPARGS
#endif
// вот и сам счетчик произошедших
// прерываний - импульсов от колеса
unsigned long Counter = 0;
// переменная для хранения системного вектора прерывания
void interrupt ( *oldhandler)(__CPPARGS);
// собственно обработчик прерывания от параллельного порта
void interrupt intr_handler (__CPPARGS)
{
Counter++;
inportb(0x378);
inportb(0x379);
reset_signal();
outportb(0x20, 0x20);
}
// main - он и в автомобиле main :o)
int main()
{
unsigned char status_save = inportb(0x37A);
// регистр статуса порта
outportb(0x37A, 0x10); // разрешаем схеме параллельного порта
// прерывания по сигналу ACK=0
oldhandler = getvect(0x0F);
// сохраняем старый вектор прерывания
setvect(0x0F, intr_handler);
// устанавливаем свой обработчик на вектор
outportb(0x21, inportb(0x21) & 0x7F); // разрешаем прерывания от
// контроллера параллельного порта
// контроллеру прерываний
inportb(0x378); // сброс чтением
inportb(0x379);
outportb(0x20, 0x20); // сброс ложных срабатываний контроллера прерываний
// в цикле выводим изменяющиеся показания счетчика,
// пока не будет нажата любая клавиша
printf("*\n");
unsigned long c = 0;
while (bioskey(1) != 0)
{
if (c != Counter)
{
c = Counter;
printf("%l\r", Counter);
}
}
outportb(0x21, inportb(0x21) | 0x80); // запрещаем прерывания от
// парралельного
порта
setvect(0x0F, oldhandler);
// восстанавливаем системный вектор
outportb(0x37A, status_save);
// восстанавливаем статус порта
return 0;
}
|
|
Штурманские программы для ноутбука
1. "Чайный Навигатор" v. 2.41 Lite |
|
Автор: Михаил
Беляеев 1. Самораспаковывающийся архив (42K) 2.
Инструкция в win-формате (16K)
|
|
2. Штурманская программа Дмитрия
Соломенцева |
|
Автор: Dimon 1. Демо-версия с
документацией (67K) 2.
Исполняемые модули с документацией (137K) 3.
Инструкция пользователя отдельно (32K) 4.
Исходники для BC++ v3.1 (18K) 5.
Все в одном флаконе (154K)
|
|
3. Штурманская программа Владимира Гусева |
|
Автор: Владимир Гусев 1. Собственно
сама программа (116K) 2.
Инструкция по использованию (46K)
|
|
|
|