Поиск Новости  Форум  Соревнования  Приемы вождения  Техника  О сайте
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Несколько ответов на вопросы (пока не утонули во флеймах)...:-)
: Научите, пожалуйста.
: На скользких покрытиях рекомендуют начинать торможение двигателем.
: Уже упоминался момент, когда при торможении двигателем на льду может наступить занос из-за блокировки ведущих колес при недостаточной подгазовке на нижней передаче. Это происходит даже при плавном отпускании сцепления. И критичность ошибки подгазовки возрастает с увеличением скорости и скользкости. Есть уже опыт. Однако нигде не описана правильная процедура выхода из такого заноса. Если это не так, дайте, пожалуйста ссылку.
: Интуитивно ясно, что для обеспечения сцепления ведущих колес с дорогой можно выжать сцепление, а можно и добавить газу, а, может, и то, и другое. Что же загонять в рефлексы?
: Дополните, пожалуйста ...
: При заносе ЗП, вызванном торможением ДВИГАТЕЛЕМ:
: - ...
: - руль в сторону заноса;
: - ...
: - поймать момент начала выравнивания автомобиля и опережающим движением вернуть руль.

Ответ Эла:

..."Торможение двигателем" - щтука тонкая и интересная.
В принципе существует два способа торможения двигателем:
1. Торможение "компрессией"
2. Торможение "разгоном двигателя".
Первый способ заключается в том, что: включается пониженная передача, акселератором выравниваются обороты двигателя и первичного вала, сцепление отпускается резко, однако ПССВКД (см.ниже) не возникает.
Второй способ не требует "перегазовки" и "подгазовки" (см. ниже) и заключается в том, что: включается пониженная передача, отпускается акселератор, сцепление отпускается плавно и нежно, так, чтобы наблюдалась пробуксовка диска сцепления взамен пробуксовки ведущих колёс, полный контакт двигателя и первичного вала не допускается, равно как и выравнивание скоростей вращения, поскольку эффективность торможения прямо пропорциональна разности числа оборотов ведущего и ведомого дисков сцепления.
Второй способ применяется на сухих покрытиях, для скользких покрытий предназначен первый.
Описанный же Вами способ торможения приёмом вождения назвать можно лишь условно, поскольку не предполагает владения техникой работы с КПП и сцеплением, которая является одним из ключевых звеньев водительского мастерства; без правильной работы с рычагом КПП и педалью сцепления "торможение двигателем" превращается в некий вид лотереи, причём, если на заднем приводе ПССВКД приводит "лишь" к заносу задней оси и оставляет возможность управления автомобилем, то на переднем приводе автомобиль просто рискует потерять управляемость с непредсказуемыми последствиями...
Техника владения переключением передач и сцеплением непроста и требует длительной тренировки. Водитель, владеющей этой техникой, переключает передачи на пониженные в любой последовательности за 0,3-0,4 секунды (включая "перегазовку" и "подгазовку"), даже если КПП не кулачковая, а стандартная, и ни на одной передаче нет синхронизаторов; даже очень внимательный наблюдатель не почувствует момента выключения и включения сцепления; об увеличении ресурса трансмиссии и тормозной системы я уж не говорю...
О терминах <терминология лаборатории "Al_Lab">:
ПССВКД - Провокация Срыва Сцепления Ведущих Колёс с Дорогой;
"перегазовка" - кратковременное дросселирование ПЕРЕД включением пониженной передачи
"подгазовка" - кратковременной дросселирование ПОСЛЕ включения пониженной передачи; применяется в случаях недостаточной "перегазовки" (когда речь идёт о торможении "компрессией"), а также в случаях, когда пониженная передача включается для увеличения отбора мощности от двигателя для последующего разгона или, к примеру, на подъёме. К слову сказать, чрезвычайно эффективное безрывковое переключение передач вниз при утопленной в пол педали акселератора - это частный случай "подгазовки"...
Жаль, что на такой важный вопрос совсем не было откликов... ...это говорит лишь о том, что ключевой момент вождения остаётся в тени, и совершенно напрасно...
С другой стороны, освоение любого приёма из арсенала экстремального вождения и контраварийной подготовки подразумевает наличия комплекса базовых знаний и умений, который, в свою очередь, требует последовательного и систематизированного изложения материала...
...иначе ответы на вопросы по приёмам вождения теряют всякий смысл...
...более того, попытки применения приёмов без соответствующей подготовки могут стать попросту опасными и для Вас, и для окружающих...
Надо надеяться, что сайт Eulexa будет хорошим подспорьем в этом смысле...
Ответ Эла читателям:
ответ про перегазовку подробнее...

: Скорей даже 2 вопроса.
: 1) Спросив здесь несколько раз и так ничего и не поняв :),в книжке Цыганкова (других источников нет, поэтому что есть) я нашел аналогичный алгоритм действий при торможении с последовательным переключением передач, но с плавным отпусканием сцепления т.е.
: 1. Прерывистое торможение с коррекцией рулем в моменты растормаживания
: 2. Не прерывая торможения носком, делаем перегазовку пяткой и включаем пониженную через нейтраль
: 3. плавно отпускаем сцепление
: В чем разница (плавно или резко отпускать сцепление) ?

...в приведённом Вами примере из книжки описывается второй способ - "торможение разгоном двигателя". Эффективность этого способа тем выше, чем больше разница скоростей вращения коленвала и первичного вала КПП. После короткой перегазовки (которая выполняется только для ВКЛЮЧЕНИЯ пониженной передачи), акселератор отпущен, педаль сцепления задерживается в нажатом состоянии и отпускается плавно, чтобы двигатель успел "потерять" обороты; здесь понятие "плавно" подразумевает не "быстроту отпускания педали сцепления", а "непозволение" двигателю набрать обороты и, главное, "недопущение" проскальзывания ведущих колёс. В принципе, этот процесс совершенно аналогичен ступенчатому торможению, только выполняемому не нажатием педали <тормоза>, а отпусканием педали <сцепления>; второе отличие состоит в нелинейной (зависящей от упомянутой выше разницы скоростей вращения) характеристике эффективности торможения.
Если же Вы тормозите "компрессией", то перегазовка служит не только для ВКЛЮЧЕНИЯ пониженной передачи, но и для быстрого безрывкового ОТПУСКАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ. Подробнее процесс выглядит так: предположим, Вы переключаетесь с 3-й передачи на 2-ю; исходная частота вращения коленвала - 3000 об/мин, после переключения она должна вырасти до 4000 (цифры условные). Вы делаете перегазовку с расчётом, чтобы двигатель разогнался до 4200. При этом есть два момента "пересечения" с заветными 4000: один - на "подъёме" характеристики (число оборотов/время), второй - на "спуске". В первый момент пересечения с 4000 Вы включаете передачу, а во второй момент - отпускаете педаль сцепления БЫСТРО, поскольку есть только один этот момент для безрывкового быстрого отпускания. Если этот момент Вы пропустите, придётся делать "подгазовку", чтобы вновь довести обороты до 4000, а это потеря времени. Оба способа примерно одинаково эффективны, но применяются в разных условиях. Это обусловлено тем, что эффективность "торможения разгоном двигателя" выше, чем "торможения компрессией", однако требует повышенного внимания к работе сразу двумя педалями, что неминуемо ухудшает точность работы с педалью тормоза. Торможение "компрессией" позволяет вообще не отвлекаться на педаль сцепления (которая работает на "жестком автопилоте") и сосредоточить внимание на точной работе с педалью тормоза, что немаловажно в сложных условиях торможения.
: 2) Попробовал осуществить этот алгоритм. Как несложно догадаться ничего не получилось :) Точнее не получилась перегазовка пяткой. Это вообще реально на стандартных педалях (исх. данные 2141 и 46 размер ботинка) или нужны спортивные ?

...не обязательно, но желательно, чтобы и обувь была удобной, и форма и расположение педалей отвечали выбраному Вами способу...
: Если перегазовку делать носком, отпустив педаль тормоза, то замедление получается (у меня :) ) слишком медленное (применимо только в режиме "сам себе зеленая волна").

...по-видимому, Вы поддерживаете недостаточно высокие обороты двигателя.
: Пока торможу вторым способом (без перегазовки, плавно отпуская сцепление и уменьшая усилие на тормозе), но выясняется что это опасно :(

...учитесь торможению "компрессией"...:-)
simple © 2002