|
: Вчера были попытки обсудить, как ездить уставшим за рулем. По себе замечаю, внимание не то, реакция не та, настроение портится, начинаешь совершать ошибки. Неужели ехать в правом ряду и все? У кого есть способы с этим бороться, поделитесь...
Темой засыпания за рулём я занимаюсь давно, лет 16 с различными перерывами. Сначала, работая дальнобойщиком, имел напарника, который совмещал свою любовь к пиву со страстью к "жёстким" графикам движения, и имел обыкновение "разрешать" мне рулить хоть трое суток без передыху...;-) (справедливости ради, научил он меня очень многому!)
Когда я впервые "заснул" за рулём, сам я остался цел и невредим, однако "выдавил" в кювет встречного "Иж-Комби" с пожилым водителем и целой семьёй в салоне. До сих пор с ужасом вспоминаю, как "очнулся" и увидел себя на встречной полосе, а перед собой в 15 метрах - изумлённое лицо водилы... Машину я ему починил, с "дедом" подружился, но вопрос остался, поскольку я НЕ СПАЛ в те минуты, т.е. ГЛАЗА МОИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ, просто был слегка утомлён, и дорога была скучной и монотонной... Просто в какой-то момент я ПЕРЕСТАЛ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, то есть получать-то я её получал, но мозг перестал эту информацию ОБРАБАТЫВАТЬ, и между последней информацией (пилю себе) и моментом "просыпания" - полный провал!
Дальнейшие события подтвердили, что всё это не шутки, на моей памяти не одна трагедия по этой причине, причём случаи не зависели ни от уровня мастерства, ни от чувства ответственности... Прошу прощения за длинное вступление, хочу лишь подчеркнуть, что от этого НИКТО не застрахован, механизм засыпания за рулём очень плохо изучен, проконтролировать "критический момент" потери восприятия крайне сложно, технические средства решения проблемы неэффективны, а последствия - катастрофичны. В этих условиях ЛЮБОЙ личный опыт может оказать поистине неоценимую помощь, хотя бы потому, что заснуть за рулём очень вероятно сразу дважды - в первый и в последний раз...
Итак, Вас никто не спасёт от засыпания, кроме Вас самих.
Коротко опишу главные способы борьбы с состоянием утомления и сонливости, не вдаваясь особенно в подробности:
Группа 1. физиологические способы.
- обеспечить хороший прилив и циркуляцию крови в коре головного мозга. Способы: жевать, сосать, корчить рожи, крутить головой, грызть орешки или семечки, петь (погромче), орать всякие глупости (закрыв окна), вспомнить что-нить смешное и посмеяться от души, разговаривать (хотя бы самому с собой), массировать себе основание затылка;
- температурный стресс. Способы: глоток сильно газированной воды (лучше холодной минеральной), умыться (облиться) холодной водой, включить кондишн на полную, хотя бы ненадолго, высунуть голову в окно (при встречных разъездах всовывать обратно, чтобы было чем высовываться в следующий раз), даже высовывания в окно или люк рук (лучше поочерёдно) весьма эффективно;
- использование антидепрессантов. Кофе, чай, аскорбиновая кислота ударно (не для беременных!), любые таблетки, содержащие кофеин, продолжать не буду, средства фармакотерапии не рекомендую (хотя обычно имею под рукой пару таблеток сиднокарба, например, - на экстренный случай;
Группа 2. Психофизические способы.
- самый мощный способ, но требующий некоторого тренинга, это имитация внезапного испуга. Чем сильнее удастся Вам себя "напугать", тем эффективнее это средство;
- любые возбуждающие Вас (в широком смысле слова) воспоминания и фантазии
- сочинение коротких стишков;
- перемножение в уме *-значных чисел;
- а также все другие виды интеллектуального напряжения.
Группа 3. Специальные ночные способы.
- наиболее эффективный способ сбить ночную сонливость - ехать с включённым в салоне светом. Способ поистине уникален и универсален: сбивает сонливость, резко уменьшает возможность ослепления, сильно облегчает условия работы сетчатки. Время полной адаптации зрения после включения света в салоне - от полуминуты до трех минут. Через 10 минут Вы о нём просто забудете.
Неожиданный побочный эффект: на постах ГАИ тормозят вдвое реже.
- в отсутствие встречных - периодическая деконцентрация внимания с дороги на внутренность салона (освещённого);
- при приближении встречной - концентрация внимания на конкретных объектах на дороге или своей обочине.
- очень полезно найти себе лидера, держаться подальше, не нервировать и не слепить его, стремиться поддерживать ровную дистанцию, например, 70 метров, и тщательно следить, чтобы она не изменялась.
Это далеко не полный перечень способов борьбы с утомлением и сонливостью. Кому интересны подробности - спрашивайте.
Краткий же список включает:
- жевательную резинку или леденцы, фисташки, арахис, семечки и т.п.;
- работу лицевых мышц, голосовых связок и т.п.;
- холодные сильногазированные напитки;
- свет в салоне;
- не давать себе скучать.
!!! ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПРОВАЛОВ В ЗРИТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ, ДАЖЕ КРАТКОВРЕМЕННЫХ,
В ДОЛИ СЕКУНДЫ ДЛИНОЙ, - ВКЛЮЧАЙТЕ АВАРИЙКУ И СЪЕЗЖАЙТЕ НА ОБОЧИНУ !!!
|
|