Переборка европейских фар
|
|
Вступление.
Начнём с того, какие же фары бывают на 7 серии. С 82 по 89 год на всех европейских 740/760 стояли одинаковые "классические" фары от 760,
за исключением 760 после 88 модельнго года, на ней уже были блоки с ПТФ и прожекторами дальнего света, которые перекочевали на 940 и 960 MK1.
С этими фарами проблем нет, их давно продаёт Scan-Tech.
На американках в тоже время стояли американские блоки с маленькими почти квадратными сдвоенными фарами (видимо в соответствии с законодательством),
весьма симпотичные, но на них не было фароочистителей. На 780 были свои фары. И с 90 модельного года всё стало веселее: европейские 740 без
противотуманок получили новые фары вместе с новыми крыльями, ресничками, решёткой и капотом, машины с противотуманками получили фары от 760 88 года,
да ещё и другой капот и решётку радиатора. Американки получили всё тоже новое железо и соответственно новые фары, но не такие же, как на европейках,
причём внешне выглядят абсолютно одинаково! Но вот с обратной стороны видно, что американцы применяют моноблок стекло-отражатель со своей лампой
(не H4), который просто крепится в рамке фары. Именно такую фару начали продавать Scan-Tech, причём в неё встаёт только американский поворотник,
расчитанный на 1 двухнитиевую лампу, а не на 2 обычных, как на европейках. Так что если есть желание сохранить переходную морду - придётся менять
фары и поворотники на американские, так-как европейские больше не поставляются, хотя запасные стёкла для них есть. Либо ставить б/у и красить
отражатели... Ну да закончим с модификациями: 940 и 960 МК1 получили фары от 740 с ПТФ и 760, 960 МК2 получили новые фары под лампы H1. С американцами
веселее: в 91-95 годах на 940 без ПТФ шли теже переходные фары, что и на 740 в 90-91, а на 940 с ПТФ и 960 шли фары с широкими ПТФ, и без прожекторов
дальнего света, причём по конструкции очень сильно похожи на анлогичные без ПТФ. С 95 года 960/S90 получили фары внешне похожие на европейские, но со
своими лампами, а возможно и всей остальной начинкой. Итак, из неоригинала у нас есть классические фары для 7 серии, европейские фары для 940/960, и
американские фары без ПТФ, которые можно попробовать поставить вместе с американскими поворотниками вместо переходных 740.
Когда я купил свою 740 с досадой обнаружил, что из 4 регулировочных ручек крутятся всего 2, а нормально и вообще одна. Правда тогда фары
были настроены нормально и я их трогать не стал. Но прошло время, и на одной из фар разбилось стекло, естественно, что глупо менять стекло
и не разобраться, что же там с регулировками, тем более фару придётся снимать. Мало того, после очередного заезда невнимательного водителя
в правую фару её пришлось ещё и клеить. Прошло несколько лет, в очередной раз Вольва получила от невнимательного водителя в правую фару,
которую он окончательно разломал. Удалось купить отличную б/у фару из Голландии, но к сожалению на ней вылезла всё таже проблема - не работала
одна из регулировок. На этот раз я вооружился фотоаппаратом. Хочу заметить, что 960 фара устроена подобным же образом, но чутка посложнее.
|
Реализация.
|
740 Bosch 90-91MY (без корректора)
960 Valeo 95-98MY (с корректором)
|
Фара снимается довольно просто, всего 4 болтика и весь блок вместе с ресничкой оказывается снят.
Устройство 940/960 MK1 европейских фар аналогично 740 переходным, для снятия
фар 960 MK2/S90/V90 с стеклоочистителями надо снять бампер. Но можно этого и не делать, если аккуратно разрезать перемычку
над штоком моторедуктора, тогда фару можно снять, но тоже не без выдумки.
Вот так выглядит фара, которую не ломали и не клеили (моя предыдущая выглядела гораздо печальнее). Начинаем разборку со снятия 8 (7 для 960 МК2) пружинных
защёлок, держащих стекло. Если ставим новое стекло, то эти защёлки идут в комплекте новые, хотя я не замечал проблем со старыми. Я обычно снимаю
3 верхние и 3 нижние, потом уже 2 боковые. Стекло скорее всего само не вывалится, так что аккуратно его вытягиваем. На 960 МК2 лучше снять 4 полочки под щётку, чтоб не мешали.
Если стекло новое - к нему идёт новый уплотнитель. Раньше он был цельный в виде кольца, теперь же просто кладут кусок резинки, которую ещё и придётся подрезать до нужного
размера.
|
|
Снимаем заднюю крышку и вытаскиваем лампу.
На 960 МК2 перед отражателем стоит такая чудесная хромированная рамка, её надо аккуратно вынуть из
четырёх защёлок.
|
Теперь можно приступить к снятию отражателя, который на 740 крепится к крепёжному уголку на трёх защёлках.
Аккуратно тонкой отвёрткой отжимаем защёлки уголка и вытаскиваем отражатель.
|
|
Конструкция фар 960 MK2 отличается отсутствием уголка, отражатель
крепится прямо на регуляторы и опору. Для снятия отражателя необходимо отвёрткой сдвинуть держатель вбок, чтоб он вышел из паза,
предварительно рекомендуется отключить электропроводку с отражателя или снять разъём с корпуса фары, сжав защёлки. После всего этого отражатель
просто вынимается из корпуса фары вместе с элетропроводкой.
|
|
|
Будьте очень аккуратны в обращении с отражателем - его покрытие
очень легко стирается, поэтому не рекомендую его протирать, можно просто помыть струёй воды и просушить (но не вытирать!), конечно если не
собираетесь заменить напыление хромом. Идея весьма интересная, так-как большинство старых отражателей уже прогорели из-за высокой температуры
лампы. Вобщем тут я пока не экспериментировал, но есть желание. А ещё есть специальное средство для очистки отражателя.
|
|
|
|
Теперь можно рассмотреть всю конструкцию фары и заодно вынуть электропроводку,
чтобы не болталась.
Конструкции фар довольно просты и удачны, за исключением металлической шпильки регулятора в 740/940 фарах, которая
может закиснуть. Я её смазал консистентной смазкой.
Для снятия уголка, держащего отражатель, достаточно отвернуть шуруп в нижнем углу, после чего он аккуратно отжимается с
опоры регулятора уровня и вынимается из второго регулятора (с длинным приводом и шестерёнкой снаружи фары).
К сожалению 960 фаре досталось: у неё сломан корпус. Отломан кронштейн с болтом (некритично, но жёсткость установки фары страдает),
отломана окантовка стекла (ни на что не влияет), трещина в нижней стенке (тоже не очень критично, дополнительный дренаж). Кронштейн
удалось приклеить Поксиполом после тщательной подготовки поверхностей, а вот с трещиной в корпусе поксипол не справился, не тот тип пластика.
Я очень удивлён, что держится кронштейн, тут возможно помогает то, что он выломался так, что в боковой стенке образовалась щель.
При склейке Поксипол выдавился через эту щель и видимо это добавляет прочности. С окантовкой стекла уже ничего не сделаешь, а вот
трещину я попробую заклеить клеем для пластика. Есть ещё один вариант: эпоксидка со стеклотканью - держит замечательно, именно таким
образом был восстановлен корпус моей старой 740 фары в месте установки поворотника (самое ломаемое).
|
|
|
Если в 740/940 фаре не проворачивается регулятор
с длинным приводом, то можно пшикнуть жидкого ключа в отверстие ползунка, из которого выходит шпилька регулятора и через 5 минут попробовать
сдвинуть регулятор с помощью головки с внешней стороны фары. Впринципе скорее всего достаточно сделать тоже самое и без разборки фары, но это
будет неправильно, так-как желательно очистить и защитить шпильку регулятора от ржавчины.
Именно здесь и была проблема с этой фарой, на корпусе хорошо видна отвалившаяся с резьбы ржавчина. Шпильку чистить довольно неудобно, если нет
маленького бура с кардщёточкой.
В 960 фаре стоят одинаковые пластмассовые регуляторы, которые не закисают, но за счёт открытой конструкции легко засираются.
Почистить их можно ничего не разбирая, просто пропшикать очистителем карбюратора. Но в их конструкции есть неприятная проблема:
удобные большие ручки с внутренни шестигранником заменили на пластмассовую гайку, грани которой наши нерадивые автомеханики с
удовольствием загондонивают. Кстати сбитые грани прекрасно подтачиваются под дюймовую головку, но непомню на сколько, примерно 5,5 метрическую.
Регуляторы не разбираются. Точнее разобрать их можно, но с большими шансами лопнет корпус и собъются защёлки, правда даже после этого регулятор
работоспособен. При этом разбирать его нет смысла - там чинить нечего, если только удастся выточить сломанные детали.
|
|
|
Теперь переходим к закисшему регулятору уровня, для
его разборки достаточно открутить 3 шурупа крепёжной рамки, после чего можно будет вытащить ручку регулятора из корпуса фары. Вот тут то и
окажется, что вытягивается она не без усилия, несмотря на то, что кроме крепёжной рамки её ничто не держит. Вобщем проблема этого регулятора
обычно в скопившейся у резинового уплотнительного кольца грязи. Решить проблему регулятора можно попробовать и без разборки, просто залив
ручку регулятора очередной химией с керосином. Но эффект от этого будет временный, фару конечно можно будет настроить, но потом всё превратится
в монолитный гумус. Так что лучше всё разобрать и почистить. Опорой регулятора является заглушка, если фары без корректора и привод корректора,
если он есть. Сам регулятор можно не снимать, там ничего интересного нет, но если видно, что протекает резиновое уплотнение заглушки, то лучше
эту проблему исправить.
|
|
740
960
|
Вот все потроха фары, которые можно снять. При установке назад пластмассовые части смазки не требуют - так на них меньше грязи. Достаточно смазать только
металлическую шпильку, чтоб не ржавела. Красное кольцо на регуляторе уровня крепит механизм к заглушке, установленной вместо корректора.
Собирается всё ещё проще, просто всё прикручивается назад и защёлкивается. Не забудьте поставить проводку на место до защёлкивания отражателя,
а то потом пластиковые разъмы не пролезут между корпусом фары и отражателем.
Если уплотнитель стекла совсем плох, лучше его заменить подходящим по размером отрезком резинового жгута, если не совсем плох, то можно промазать
всё силиконовым герметиком. Я пока не стал этого делать, если фара станет негерметична, поставлю на герметик. При предыдущих переборках фар я всегда
менял уплотнитель, так-как это обычно было связано с установкой новых стёкол, а к ним как я уже говорил идёт комплект крепежа и уплотнитель (даже
к СканТеховским стёклам). Раньше СканТех поставлял оригинальное стекло со своей наклейкой на вольвовской коробке, теперь же что-то своё продаёт,
но вполне нормальное.
|
|
Для любопытных я разобрал заедающий регулятор 960 фары, хотел узнать причину заедания. Причина оказалась простой - сломаны зубья на шестерне регулятора - скорее всего из-за
того, что кто-то его выкрутил до предела и приложил усилие, или регулятор заклинило от грязи, и к нему тоже приложили усилие. 960 регулятор из-за полностью пластмассовой
конструкции к сожалению очень легко сломать.
Правда он будет работать даже со сломанными на шестерёнке зубьями. Вобщем будте крайне аккуратны с регуляторами в крайних положениях.
Если шток полностью вкручен, то для его выворачивания крутить регулировочную гайку надо против часовой стрелки, если полностью выкручен, то по часовой.
Если не получается повернуть гайку, то можно повернуть шток за хвостовик плоскогубцами, нетрудно догадаться, что крутить его надо в противоположную сторону,
при этом желательно нажать на гайку, что бы было надёжное зацепление зубцов.
Если разобрать регулятор необходимо, то заливаем силиконовой смазкой чёрную шестерню привода и выкручиваем шток регулятора из корпуса.
Когда регулятор дойдёт до крайнего положения, чёрная шестерёнка прижмётся к трём защёлкам на корпусе. Далее шток можно крутить только за хвостовик.
Вращая его по часовой стрелке можно выпресовать чёрную шестерёнку из корпуса, корпус при этом может лопнуть.
Далее шестерёнку можно снять, шток вывернуть, вынуть белую шестерёнку и резиновую вставку для резьбы.
|
|
|
Ну вот, фара готова к установке реснички.
Ещё желательно вынуть из фары металлическую планку, к которой прикручиваются кронштейны, очистить от ржавчины и хорошо проантикорить.
|
|
PS: Хочу обратить внимание на то, что неоригинальные фары 960 MK2 продаются без корректора
и установить его в них невозможно без переделки корпуса.
На следующей фотографии видно отличие корпусов фар Valeo с корректором и без, причём внутри тяга от отражателя одинаковая.
Данное изменение было сделано из-за того, что регулятор без корректора унифицирован с верхним и для того,
чтобы он не перекрывался крышкой фары, его отодвинули назад за счёт изменения корпуса. А ведь достаточно было сделать
более длинный корпус регулятора, причём унификация сохранилась бы, так-как верхний корректор с более длинным корпусом
нормально бы вписался. Но видимо экономически выгоднее было сделать так. Вот такой вот облом любителям добавления
отсутствующих опций типа меня, пришлось купить фары целиком.
|
|
(c) Copyleft by WtP 1999-2010.
|