Автор: GMA
Всех приветствую, уважаемые дамы и господа!
Необходимость в этой микростатейке обусловлена
тем, что, как выясняется, далеко не все понимают
исключительность и замечательность любимой
многими нами системы полного привода "QUATTRO",
которая коренным образом отличается от всех
других систем полного привода, даже кваттрам в
подмётки не годящимся.
А теперь серьёзно.
Не встречал я машин с задним ведущим мостом без
дифференциала. Не встречал я переднеприводных
машин без дифференциала. Сразу оговорюсь - речь
идёт о нормальных машинах, а не о 3-х колёсных
концепт-карах, машинах с двумя вариаторами и
теми, что юзает мой 4-х-летний младший сын дома по
полу.
Но как только привод становится на две оси, сразу
возникает вопрос - что делать, если передняя и
задняя оси будут (захотят) вращаться с немного (да
и много тоже) разными скоростями. Вариантов
несколько. Первый, самый логичный - поставить ещё
один дифференциал. Подвариантов тут практически
не придумать. Второй, попроще - дифференциал не
ставить, а один из мостов отключать/подключать к
"всегда подключенному". При этом проблема
разных скоростей осей решается автоматически -
на хорошей дороге машина моноприводная, а на
плохой можно подключить второй мост и не
обращать внимание на взаимопроскальзывание осей
- бес с ними, лишь бы из грязи вылезти! У второго
варианта два основных подварианта -
2.1 - второй
мост подстыковывать вручную, неважно как -
рычагом, педалью, колёсной муфтой, дёргалкой,
прыгалкой, бегалкой, etc., и
2.2 - второй мост
"подтыкать" автоматически. В качестве
"автоподтыкателя" часто используют
вязкостную муфту, работающую в силиконовом масле
с обратной зависимостью вязкости от температуры.
Пока автомобиль едет по относительно
"хорошей" дороге, муфта практически не
передаёт на вспомогательный мост силу тяги, а как
только один мост проскользнёт относительно
другого, так муфта "схватывает". По
вариантам схемы 2.2 делают MB (4-matic), BMW (Х), VW (синкро),
Тойота (легковые), многие другие.
По вариантам 2.1 делают основную массу джипов и
старые легковые полноприводники, а по первому
варианту - наши любимые QUATTRO.
Так вот, при наличии 3-х диф'ов возникает проблема
- если одно из колёс попадёт в бездонную ямку, то
на остальные крутящий момент передаваться
практически не будет.
Но всеми нами любимые конструктора некой фирмы
"А" решили эту проблему таким образом -
средний и задний дифы можно (или они сами)
"заблокировать", т.е. заставить передавать
вращение с равными (или около того) угловыми
скоростями. Сначала (1) это делалось вручную
переключателем с места водителя
(электропневматика), потом (2) один из дифов
(задний) научился это делать сам (torsen), потом (3) и
средний научился (сам, torsen, или вискомуфта с
внешним электронным управлением), ну а, начиная с
94 года, уже (4) и передний диф стали обязывать
принимать участие через систему АБС, которая
умышленно подтормаживает то колесо, что без меры
крутится и не даёт из-за этого тяги на
противоположный борт.