Автор: Рубен(RbnTs)

⌠В борьбе обретешь ты право свое...■

    После долгой и спокойной жизни с ⌠Жигулями■ (⌠Москвичами■, ⌠Запорожцами■) с их редкими модернизациями и полным отсутствием тяги к прогрессу, ⌠случилось страшное■ - поток иномарок заполонил просторы нашей необъятной Родины и породил массу слухов и домыслов - и, де сложны они неоправданно, и в ремонте дороги и непонятны, и живет в них чудище неизведанное именем ⌠инжектор■. Квалификации большинства мастеров и автолюбителей десятилетиями приученных мыть карбюраторы и выставлять зазоры в контактах стало не хватать, а дальше начались трудные поиски истины, причем широко применяется один из лучших на сегодня методов в России - наломать дров. Автор не ставит задачу продублировать руководство по ремонту, издано уже достаточно книг на эту тему, основная цель - не навреди! За ⌠подопытный образец■ приняты автомобили VW-AUDI, но практически все нижеизложенное в равной степени относится к любому инжекторному или карбюраторному двигателю.

 Опасные заблуждения.

 Автомобиль, как известно, конструкция компромиссная. Естественно, работа одних систем влияет на ряд других, но из этого не следует, что улучшение работы, к примеру, инжектора обязательно улучшит работу системы зажигания и наоборот. Кроме того, по этим же причинам, ряд схожих симптомов могут вызвать совершенно разные дефекты, при этом чем сложнее конструкция - тем все эти взаимосвязи многограннее. Самый же распространенный метод ремонта мотора и его систем - кавалерийский наскок по принципу ⌠Прочитаю пособие по ремонту, быстро что-нибудь заменю и все станет хорошо■ как правило не дает иных результатов (по вышеизложенным причинам) кроме лишних затрат, но сам по себе малоопасен, поскольку не чреват ⌠безвозвратными потерями■ (далее БП).

Другой формой битвы с двигателем является метод - ⌠Покручу все регулировки, вдруг получится■. Тут уже последствия могут быть гораздо хуже, поскольку по незнанию часто сбивают заводские настройки узлов, которые далеко не всегда можно восстановить даже в условиях самого ⌠фирменного■ сервиса. Опасность БП здесь гораздо выше.

Третий же метод уже носит характер затяжного сражения - ⌠Переделаю (обрежу, отпилю, приварю и т.д.) как на ⌠Жигулях■ (⌠Волгах■, танках, ⌠Буранах■ и пр.)■, в варианте - поставлю деталь или узел от ⌠восьмерки■ (трактора, подводной лодки, другой модели и т.д.) Большинство из редких удач представляют из себя карикатуру на оригинал, чаще же дело кончается дорогостоящим восстановительным ремонтом у профессионалов или продажей автомобиля ⌠как есть■. Тем не менее, некоторые замены вполне оправданы, тем более, что в связи с, пусть и вялым, но развитием отечественный автопром освоил выпуск ряда комплектующих, являющихся, по сути, прямыми аналогами иностранных, в основном европейских.

Избежать же лишних затрат возможно если использовать:

 Основные принципы

 1. Если Вы плохо представляете работу систем питания и зажигания, ломаете при ремонтах ключи, детали, после окончания работ похожи на черта, сбежавшего из ада, а изучение автомобильной литературы не сильно проясняет ситуацию - наверное есть смысл доверить ремонт вашего авто мастеру.

2. Между ⌠способностью передвигаться■ конкретного автомобиля и тем, как он должен ездить в действительности может существовать большая разница о которой Вы можете даже не подозревать.

3. По ⌠закону подлости■ могут возникнуть несколько неисправностей не связанных между собой, но одновременностью появления способные запутать самого опытного мастера. Самые неприятные - бессистемно появляющиеся дефекты.

4. При любых ремонтах, связанных с неполадками в работе двигателя (повышенный расход, неравномерная работа, потеря приемистости и т.д.) вмешательство в систему питания производится в последнюю очередь.

5. Нормальная работа двигателя складывается из нормальной работы трех составляющих - собственно двигатель, система зажигания и система питания. Последние две на части машин объединены в одну, управляемую электроникой ( Motronic, Digifant, MPI и др.), но при этом они сохраняют определенную ⌠самостоятельность■.

6. При желании установить отечественный аналог, желательно собрать о нем максимум информации, особенно о его надежности.

 Что делать?

Большая часть неполадок кроется в системе зажигания. Увеличенный зазор в свечах помноженный на выгоревший контакт бегунка и парочка ⌠пробивающих■ проводов способны даже при полностью исправном инжекторе (карбюраторе) и двигателе свести работу последнего к состоянию похожему на предсмертное. Старообрядческие методы прожигания свечей и чистка железной щеткой не возвращают их к жизни, бороться с растрескиванием изолятора или внутренним обрывом бесполезно. Некоторые двигатели иномарок (как правило сложные) очень требовательны к типу свечей и иногда даже на ближайшем аналоге рекомендованной свечи на некоторых режимах возникает неустойчивая работа. В среднем, чем современней двигатель, тем эта зависимость ярче выражена. Только убедившись в исправности системы зажигания можно переходить к следующей позиции.

2. В двигателе проверяется компрессия, разница по цилиндрам не более 1, и совпадение меток. За точку отсчета можно принять значение ⌠степень сжатия+1■. Делать далеко идущие выводы из полученных значений преждевременно (за исключением резких отклонений от нормы) в первую очередь из-за высокой погрешности замеров и относительного характера параметра. ⌠Жигулевский■ же опыт замеров и диагнозов мало применим для иномарок из-за иных характеристик износов поршневой группы.

Если не проверять и своевременно не заменить ремень ГРМ возможно - срезание части или всех зубьев, при слабой натяжке - перескок на несколько зубов, ведущий к смещению фаз впуска/выпуска (в лучшем случае). В худшем возможно загибание клапанов. Самые же страшные последствия - у дизелей. Практически всегда требуется замена головки блока и иногда - капитальный ремонт мотора. Другая крайность - перетяжка, резко ускоряет износ ремня и шестерен, ее первый симптом - характерный ⌠вой■. Некоторые моторы, в частности VW объемом 1100-1300 имеют склонность к ⌠выгрызанию■ ремнем зубьев шестерен помпы и коленвала. Установка нового ремня на изношенные шестерни, с одной стороны резко уменьшает его ресурс, с другой чревата срезанием зубьев ремня и перескоком. При сильных износах шестерня может просто развалится. Хорошо смазанный через текущие сальники или лишенный защитных кожухов ремень также не оценит заботы.

Способ избежать неприятностей очевиден - своевременная и правильная замена с контролем состояния шестерен и сальников. Ресурс до замены ⌠фирменного■ ремня, как правило, 90-100 тыс.км.

3. В инжекторе проверяется в первую очередь ⌠свобода подачи топлива■ - чистота сетки насоса, его исправность, чистота фильтра. В дозаторе-распределителе K-Jetronic у каждого топливопровода, идущего к форсунке есть крышка-заглушка под шестигранник, под ней - регулировочная пробка. Регулировочные пробки настроены фирмой-изготовителем на стенде, пытаться что-либо ими отрегулировать - значит подписать путевку на свалку дорогостоящему дозатору-распределителю! Другой способ отправить его туда же - разобрать и собрать. Дозатор относится к числу прецизионных узлов и ремонту не подлежит, не надейтесь. Единственный регулировочный винт находится в отверстии между дозатором и конусом тарелки, но его настройка практически не ⌠уходит■ со временем, а для точной регулировки необходим газоанализатор, контрольное значение СО для данного двигателя и уверенность в исправности всех систем.

Не рекомендуется проводить механическую очистку форсунок впрыска из-за опасности повреждения самого клапана, детали весьма нежной. Максимум сервиса, если очень хочется поковыряться - отмочить и промыть керосином. Без необходимости не выдергивайте форсунки из посадочных гнезд - утратившие мягкость резиновые уплотнительные кольца и неаккуратная работа может привести к поломке пластмассовой втулки, посадочного места форсунки.

Почему-то считается что с карбюратором жизнь проще, его ремонт не проблема, а в крайнем случае можно поставить ⌠наш■. На самом же деле, только на части самых древних моделей с двигателями объемом до 1,8л. (выпуск ориентировочно до 82 г.) карбюраторы сопоставимы с ⌠ВАЗовскими■, с середины 80-х они получают электро-пневмо управление с электронным блоком, встроенные термостаты, достаточно сложные устройства ⌠холодного пуска■ и т. д. Применялись карбюраторы с электронным управлением, по сложности не уступающим компьютерам инжекторов. Все это помноженное на износы деталей и сложность самого карбюратора не сулит безоблачной жизни. Кроме того, если K-Jetronic (KE-Jetronic, KEIII-Jetronic, Motronic и т. д.) на AUDI, MERCEDES или иной иномарке в сущности различается только расположением и исполнением элементов, то карбюраторов же великое множество и каждый по-своему индивидуален. Инжектор улучшая практически все характеристики двигателя имеет значительно меньше деталей подверженных механическому износу и как следствие в течение долгого времени сохраняет все настройки, что немаловажно как с экономической, так и с экологической точки зрения. Обратной стороной является повышенные требования к чистоте бензина и относительно высокая стоимость комплектующих, что, впрочем, компенсируется их надежностью. Кроме того, цена нового карбюратора или его деталей также существенна.

При возникновении подозрений на дефекты карбюратора не торопитесь его снимать, разбирать, продувать и тем более крутить регулировочные винты и пробки. Возможно неустойчивая работа двигателя связана с подсосом воздуха через рваную резинометаллическую подушку или утратой герметичности какой-либо из мембран клапанов пневмоуправления, могут быть неверно одеты воздушные трубки, плохой холодный запуск и повышенный расход топлива может иметь ту же природу.

Попытки пристроить отечественный карбюратор можно рассматривать только в безвыходной ситуации, поскольку потребуются серьезные переделки, а мощносные и топливные характеристики скорее всего ухудшатся. Положительный эффект возможен только при грамотном подборе и замене ⌠древнего■ однокамерного карбюратора на один из отечественных ⌠Солексов■.

4. Чем ⌠моложе■ и сложнее автомобиль - тем больше его систем управляется электроникой. Часто даже в корпусе реле скрывается небольшой электронный блок. Надежность блоков управления западных фирм-изготовителей (BOSCH, HITACHI и др.) столь высока, что выход их из строя без ⌠внешнего■ воздействия крайне редок. Ваша задача не стать этим воздействием, самый надежный и мощный транзистор мгновенно выйдет из строя при коротком замыкании. Ремонту электронные блоки поддаются с большим трудом из-за специфической элементной базы и отсутствия схем, стоимость нового компьютерного блока порядка 1000-2000$, найти исправный б/у - вопрос удачи из-за их многообразия.

5. Иногда установщики сигнализаций и магнитол способны настолько безграмотно внедрится в электрооборудование, что это сказывается работе мотора или иных систем автомобиля, причем зачастую довольно странно.

6. К настоящему времени переведено и издано множество книг и руководств по ремонту практически по всем распространенным моделям, но достаточно часто они грешат скудностью и однобокостью изложения материала, встречаются ошибки и несоответствия. Работа систем управления двигателем рассматривается с чисто теоретических позиций, ряд важных узлов совсем не описан, электросхемы могут не соответствовать действительности. Встречаются поразительные вещи, например в разных книгах описание устройства и регулировки карбюратора Pieburg 2Е2 почти не совпадают! В любом случае надеяться на литературу не стоит, ее задача дать информацию к размышлению.

7. ⌠Мастера■, обещающие быстро сделать все и вся опасны, особенно если им в этом помогает ⌠зеленый змий■. Если поиск неисправности производится ⌠методом тыка■ за Ваш счет - лучше забрать машину из ремонта и поискать другое место. Опытный мастер при встрече с малознакомой или редкой моделью не пообещает быстрого ремонта. Сложный, неявный дефект может быть вычислен и устранен далеко не с первого раза.

Подводя же итог можно отметить следующее - деваться от технического прогресса некуда, на сегодняшний день высокие потребительские характеристики достигаются только применением достаточно сложных высоконадежных систем (чего так не хватает отечественной технике), но если Вы имели до иномарки ⌠наш■ автомобиль, сами его ремонтировали, сами разобрались в трамблере, карбюраторе и электрооборудовании, машина годами имела товарный вид и техническую исправность - то AUDI, VOLKSWAGEN, MERCEDES или иной модели попавшей в Ваши руки гарантирована долгая жизнь, а Вам удовольствие от езды на хорошей машине и воспоминания о прошлом.

Все статьи


Все комментарии вы можете отправлять прямо автору.